На главную книги, на страницу текущей главы

Бастет (Баст)

материал с сайта Бестиарий - сбор информации о вымышленных существах (из мифологии, книг, игр или каких других источников) http://www.bestiary.us/

страница , посвященная Баст http://www.bestiary.us/bastet-0

 Баст — богиня любви, радости и веселья. Ее атрибут —  музыкальный инструмент систр, центр культа — Бубастис, а священное животное — кошка. Египтяне изображали ее в виде женщины с головой кошки и отождествляли с целым сонмом львиноголовых богинь, а греки ровняли с Артемидой.

"Первые упоминания о Бастет встречаются при IV династии; самый древний храм богини построен фараоном VI династии Пепи I в Бубастисе. Первоначально Бастетпочиталась как дочь или жена бога солнца Ра, Солнечное Око и помощница Ра в битвах с Апопом . Культ Бастет к концу Старого царства начинает сливаться с культами Тефнут, богини войны и палящего солнца Сохмет и других богинь-львиц. В Новом царстве Бастет отождествлялась с Царицей неба, богиней-матерью и покровительницей материнства Мут и богиней неба, любви, женственности, красоты, веселья и танцев Хатхор. В Поздний период Бастет — доброе божество любви, веселья, музыки, олицетворение плодородных сил Ра, часто отождествляется с Величайшей богиней Египта, сестрой и супругой Осириса, матерью Гора Исидой . Культ Бастет достиг максимального расцвета при XXII династии, фараоны которой были выходцами из Бубастиса"

Рак И.В. "Египеская мифология" 490 .

Впрочем, история Баст-Бастет, как и многих египетских богов, противоречива и спорна. Некоторые исследователи склонны утверждать, что эта богиня много старше того, чтоб возникнуть только в III тысячелетии до нашей эры. Ведь от появления тотемно-божественного образа до становления государственного культа обычно проходят века...

То есть, образ Баст безусловно ведет свое начало с самых древних времен. Ее культ зародился еще тогда, когда домашних кошек в земле Кеми (Египет) не знали. И была изначально Баст богиней с головой львицы — свирепым божеством, защитницей Нижнего Египта, фараона и младшего тогда божества  бога солнца Ра. И защита ее простиралась за порог смерти, ибо имя ее — bаstt или b-s-t-t — означало «покровительница сосуда с притираниями», а последний играл важнейшую роль в процессе бальзамирования, в подготовке к посмертному существованию. Однако, есть версия, что имя Баст происходит от нубийского слова "беса", что означает "кот" и роднит Баст с таким божеством как Бэс. Но это только версия . Центром культа богини Баст был ее город — Бубастис, чье название — это греческий вариант от "Бу-Бастет" («МестоБастет»). Сами египтяне называли его Пер-Бастет («Дом Бастет»).

После того, как Нижний Египет был завоеван Верхним, образ Баст постепенно и по неволе стал более спокойным. Место общеегипетской львицы-воительницы заняла богиня Сехмет — фактически парное Баст божество из южной земли-победителя. Баст и Сехмет объединились в некое парное божество, которое в спокойном облике — киска Баст, а в разгневаном — яростная Сехмет. Потому в изображениях, на барельефах очень трудно дать однозначный ответ на вопрос, что же за божество там изображено...

Итак, с утратой суверенитета Нижним Египтом Баст не потеряла своего значения, скорее даже наоборот. Где-то в это время — в течение III тысячелетия до нашей эры — в Египте начинают одомашнивать кошку. И в подчинении бывшей богини-львицы оказывается армия пусть и небольших, но отважных бойцов с мышами, крысами, змеями. В итоге Баст вместо львиной головы получает кошачью — и признание по всей территории Египта как защитница урожая, охранительница плодородия. А плодородие в мифологическом сознании всеобще, потому не только зерно оказывается под опекой Баст, но и сексуальную силу, и рождение ребенка, и материнство, и домашний очаг.

Можно ли удивляться тому, что Баст пользовалась уважением по всему Египту среди всех слоев населения? Нужно ли удивляться тому, что кошки — ее живое воплощение в доме простого египтянина — почитались как члены семьи и смерть их была поводом для глубокой скорби каждого домочадца? Стоит ли удивляться тому, что в Бубастисе проходили праздненства, потрясающие сознание современников? В V веке до н.э. «отец истории» Геродот так писал о знаменитом празднике богини-кошки, проходившем в Бубастисе — центре ее культа, расположенном в северо-восточной части дельты Нила:

«Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 тысяч людей обоего пола, кроме детей».

Геродот "История" (II, 60)

Статуэтка Баст с систрумом позднего периода (700-300 до н.э.), хранится Государственном музее древностей в Лейдене.


Бастет в воплощении кошки
Британский музей

Статуэтки Баст-Сехмет. Бронза с золотой инкрустацией, 664-525 годы до н.э.

Египет, Поздний период, XXVI династия.

Гарвардский музей искусств.

Львиноголовая Бастет. Фрагмент рельефа из Бубастиса. XXII династия.

Фото Солкин В.В.

Бубастис - основной город культа Бастет Сами египтяне называли его Пер-Бастет («Дом Бастет»).

Проект Исида - группа исследователей изучающая на местности древние атефакты.
http://isida-project.org/

материал посвященный городу и развалинам музея

http://isida-project.org/egypt_december_2013/bubastis.htm

на этой странице около 200 фото города