ok


 

Общая астрономия

 

 

 

 

 

 

 

Курс используется для написания книги, автор курса об этом не знает и соответственно не виноват  
ГЛАВЫ КНИГИ: Фантастический детектив Фантастический Детектив

Литература и приложения / Общая Астрономия Сурдина


Общая астрономия, курс Владимира Сурдина
в проекте Открытое образование
(раздел курсы МГУ)

 


Курс Общая астрономия в проекте Открытое образование

(страница создана 02.06.2018, отредактирована 28.06.2018)

Пока просто набросок страницы. После экзаменов будут подробности, как это происходит в реальности. Пока по моим представлениям время лучше тратить на учебу, а то если вместо учебы тут развлекаться - провалимся, потом писать будет не о чем... (добавка 19 июня. 2018 -экзамен сдан на сертификат с отличием, но страница еще будет переделываться, сегодня первая попытка ее редактирования)

У Владимира Сурдина, который целая эпоха в области популяризации науки вообще и астрономии в частности есть страница со всеми его изданными книгами и курсами лекций. Там название файла в заголовке страницы (title) - НОМЕ PAGE, ну у него с юмором вообще хорошо во всех смыслах.

А так в этом проекте только на этом курсе (один из 269 на дату 19.01.2018, там постоянно добавляются новые) экзамены сдают тысячи студентов каждое полугодие. Я по своим баллам 98% занимаю 897 место из 2324 этого потока, а зарегистрированных пользователей (тех, кто пришел просто посмотреть) по средней статистике проекта обычно в 10 раз больше.
В свободном доступе лекций Владимира Сурдина также неисчислимое множество, тому кто хочет знакомиться с космосом можно рекомендовать любую, достоверность на очень хорошем уровне и актуальность почти по всем вопросам сохранилась, если год 13-14 и больше. В курсе 2018 года участвуют лекции, записанные в 2014 и 2016 году, одна 2017 дописана по гравитации (как многие знают в 2016 состоялось официальное подтверждение гравитационной теории экспериментальным способом, это было одно из самых значительных астрономических событий года).

Структура курса и описание лекций, составленное автором по каждой части.

ЛЕКЦИЯ 1 Что такое астрономия? Космические лучи – субатомные частицы из космоса. Детекторы космических лучей. Черенковское излучение. Нейтрино из недр Солнца. Детекторы для регистрации нейтрино и открытие осцилляций нейтрино. Гравитационные волны и гравитационно-волновые лазерные антенны.
Часть 1. В этой вводной лекции вы узнаете, кто такие астрономы: где они работают, чем занимаются, что является главным врагом астрономов при изучении Вселенной и какие места на Земле благоприятны для астрономических наблюдений. Вы познакомитесь с некоторыми созвездиями и увидите, на что способно наше зрение и как увеличивают его возможности современные телескопы – наземные и космические.
Часть 2. Положение с популяризацией науки. Учебники, задачники и компьютерные программы в помощь изучающему астрономию. Созвездия. Наблюдения ночного неба. Возможности зрения и современных телескопов.
Часть 3. Лучшие места для наблюдения ночного неба. Горные обсерватории. Условия работы астрономов в прошлом и теперь. Основные объекты астрономических наблюдений.Ограниченность наземных методов и возможности космической астрономии.

ЛЕКЦИЯ 2. Состав Вселенной. В лекции приведен обзор важнейших астрономических объектов, которые будут рассмотрены в этом курсе, и дано общее представление об эволюции Вселенной. Вы познакомитесь с астрономическими объектами разного масштаба: от привычного масштаба планет и их спутников до трудно вообразимого космологического, а также узнаете об эволюции звезд и формировании планет.

Часть 1.Планеты Солнечной системы в масштабе. Звезды. Галактики. Разрыв в масштабах космических объектов. Отличия Земли от других планет, ее уникальность.  Планеты и спутники. Луна. Диапазон масс звезд. Симметрия и структура галактик. Туманность Андромеды и ее спутники. Межзвездное вещество. Туманность Ориона.

Часть 2.Эволюция Вселенной. Большой взрыв и некоторые связанные с ним заблуждения. Оптический спектр. Причина смещения спектральных линий. Красное смещение линий вспектрах галактик. Закон Хаббла. Теоретическое описание изменения расстояний между галактиками; модели А. Фридмана. Открытие ускоренного расширения Вселенной. Вспышки сверхновых звезд. Сценарии эволюции Вселенной.

Часть 3. Детская модель расширения Вселенной. Группы и скопления галактик. Местная группа галактик. Слоановский телескоп: цифровой обзор неба. Радиоастрономия: открытие реликтового излучения. Эволюция вещества в эпоху рекомбинации. Возникновение уплотнений и эволюция структуры вещества. Строительные блоки галактик. Темп рождения звезд во Вселенной. Темное вещество 

Часть 4 .Формирование звезд из межзвездного вещества. Область звездообразования в созвездии Орион. Молодые звездные скопления и их постепенное разрушение. Формирование и эволюция Солнца. Планетарные туманности. Двойные звезды. Аккреционные диски. Взрывы новых и сверхновых звезд. Крабовидная туманность. Гамма-всплески. Солнечная активность. Этапы формирования Солнечной системы. Спутники планет. Пояс Койпера. Астероиды и кометы. Вода на планетах. Астероидная опасность.

ЛЕКЦИЯ 3. Оптический телескоп. На этой лекции мы поговорим о главном приборе, которым астрономы пользуются в своей работе уже пятое столетие: мы познакомимся с оптическим телескопом. Основные вопросы, освещенные в лекции: История развития оптического телескопа. Ограничения телескопа и борьба с ними. Виды телескопов: рефракторы, рефлекторы, зеркально-линзовые приборы. Выбор места для обсерватории. Активная и адаптивная оптика. Современные технологии при строительстве телескопов.

Часть 1.Астрономия до изобретения телескопа. Обсерватория Тихо Браге. Возможности человеческого глаза. Принцип визуального телескопа. Оптика – искусство управления светом. Камера-обскура. Линза. Простейший телескоп. Телескоп Галилея. Оптические аберрации и борьба с ними.

Часть 2.Эволюция телескопов: физические пределы для рефракторов и рождение телескопов-рефлекторов. Преимущества зеркальной оптики. Возможности современных телескопов. Появление часового механизма. Рефлектор Паломарской обсерватории. Рождение альт-азимутальной монтировки. Жесткость в конструкции телескопа. Башни телескопов.

Часть 3. Качество изображения, полученного с помощью телескопа. Атмосфера как препятствие для наблюдений. Выбор места для телескопа. Обсерватории на островах: Ла-Пальма и Гавайи. Стратосферные обсерватории. Телескопы в космосе – «Хаббл» и другие.

Часть 4 .Активная и адаптивная оптика. Открытие черных дыр в ядрах галактик. Оптические интерферометры. Новые гигантские телескопы. Технологии производства зеркал и их транспортировка. Большой бинокулярный телескоп. Обзорные телескопы. Электронные приемники света: ПЗС-матрицы.

ЛЕКЦИЯ 4. Неоптическая астрономия. На этой лекции мы узнаем, что астрономы не ограничиваются наблюдением света, а исследуют Вселенную во всем чрезвычайно широком спектре электромагнитного излучения – от радиоволн до гамма-лучей – и даже ловят частицы вещества, летящие из глубин космоса. Каждая область таких исследований имеет свои особенности: одни телескопы можно размещать на земле, другие требуется отправлять в космос, третьи приходится прятать под землю..

Часть 1.Свет как источник информации. Спектр электромагнитных волн. Диапазон астрофизических наблюдений. Рождение и развитие радиоастрономии. Наиболее удобные места для радионаблюдений. Устройство и особенности радиотелескопа.

Часть 2.Дифракция – причина низкой четкости радио-изображений. Крупнейшие радиотелескопы с заполненной и незаполненной апертурой. Радиоинтерферометры. Коротковолновая радиоастрономия. Новейший субмиллиметровый интерферометр ALMA.

Часть 3. Первая космическая обсерватория – Skylab. Изображения Солнца в ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах. Где работают космические обсерватории: точки Лагранжа. Космические инфракрасные, рентгеновские и гамма-обсерватории. Регистрация гамма-всплесков. Телескопы-роботы.

Часть 4 .Космические лучи – субатомные частицы из космоса. Детекторы космических лучей. Черенковское излучение. Нейтрино из недр Солнца. Детекторы для регистрации нейтрино и открытие осцилляций нейтрино. Гравитационные волны и гравитационно-волновые лазерные антенны.

К 4 части добавлена дополнительная - созданная в 2017 году как описание гравитации после фиксации в 2016 году гравитационных волн -практически основное астрономическое событие этого года.

После этого был семинар Творческое задание к модулю 1. Собственно надо написать эссе на заданную тему и к определенному сроку загрузить текст в окно. Разрешена 1 картинка или вся работа может быть сохранена в файле pdf. Это не всегда срабатывает - я видела на форуме как одна леди жаловалась, что ее работу вообще оценили как не существующую, так как файла в этом формате ее рецензент просто не увидел, написал во всех полях ноль баллов, в комментариях работы нет и у нее соттветственная оценка. там это конечно исправили на курсе, но нервы судя по текстам она себе потрепала изрядно этими событиями.На написание работы дается неделя после обьявления старта -просто появляется очередная ссылка в списке лекций. После финиша это окно блокируется и открывается возможность проверки работ сокурсников -тоже обязательное задание.На него тоже дается неделя.

Оценку работ сокурсников нужно провести по 4 параметрам(пишу примерно так как запомнила):Оъем работы - количество знаков(от 250 до 1000), соответствие теме и лекциям, есть ли дополнительные источники кроме лекций и собственные идеи, грамотность изложения. По каждому параметру написать комментарий и общий комментарий по работе иначе проверка не отправляется.

Но следующие лекции параллельно продолжают появляться. Правда на тестовые вопросы по всем лекциям можно отвечать до конца курса в любое время.

ЛЕКЦИЯ 5. Солнечная система. В этой лекции мы познакомимся с большим и разнообразным семейством околосолнечных тел: планетами и их спутниками, карликовыми планетами, астероидами и кометами. Возможности астрономии по исследованию этих тел невероятно расширились благодаря космонавтике: автоматические зонды побывали на поверхности планет, спутников и астероидов, открыв перед нами новые неожиданные миры.

Часть 1.Солнце и его семейство планет в едином масштабе. Видимость деталей на поверхности планет. Обзорные телескопы для переписи Солнечной системы. Обнаружение объектов, угрожающих Земле. Сколько спутников у планет?

Часть 2.Краткая экскурсия по внутренним планетам Солнечной системы: Меркурий и Венера. Исследования Луны автоматическими аппаратами и пилотируемыми экспедициями.

Часть 3. За пределами земной орбиты: планета Марс, ее спутники и Главный пояс астероидов. Поиск воды на Марсе. Фобос и Деймос – спутники Марса. Визиты космических зондов к астероидам: Веста и Итокава.

Часть 4 .Планеты-гиганты. Юпитер и его Галилеевы спутники (Ио, Европа, Ганимед и Каллисто). Сатурн и его кольца и спутники (особенно Титан и Энцелад). Плутон и другие объекты Пояса Койпера. Кометы.

ЛЕКЦИЯ 6. Марс. Вся лекция посвящена планете Марс – ближайшей к Земле по климату и условиям для жизни. Наблюдения Марса в телескоп принесли как важные открытия (полярные шапки), так и загадки (марсианские каналы). Более полувека роботы регулярно летают к Марсу и работают на его поверхности. Где же может скрываться марсианская жизнь?

Часть 1.Зона жизни и ее положение в Солнечной системе. Орбиты Земли и Марса. Противостояния Марса. Наблюдения Марса в телескоп. Спутники Марса. Проблема «марсианских каналов»: от Скиапарелли и Ловелла до межпланетных зондов.

Часть 2.Первый искусственный спутник Марса (Маринер-9). Первая мягкая посадка (Марс-3). Начало поисков жизни на Марсе (Викинг-1 и -2). Марсоходы. Созвездие марсианских роботов. География Марса. Крупнейшая гора в Солнечной системе. Долины Маринера. Поиски воды

Часть 3. Почему поверхность Марса красная. Следы метеоритов на поверхности. Удивительные снимки с орбиты. Признаки существования воды. Возможно, в атмосфере Марса есть метан. Карстовые провалы – путь в подземный мир Марса.

Часть 4 .Марсоход Curiosity – новый этап в исследовании планеты. Особенности конструкции и научного оборудования. Места посадок марсианских зондов. Планы исследования кратера Гейл и горы Шарп. Перспективы марсианских роботов – программа ExoMars.


ЛЕКЦИЯ 7. Экзопланеты и поиски жизни.
Вся лекция посвящена планете Марс – ближайшей к Земле по климату и условиям для жизни. Наблюдения Марса в телескоп принесли как важные открытия (полярные шапки), так и загадки (марсианские каналы). Более полувека роботы регулярно летают к Марсу и работают на его поверхности. Где же может скрываться марсианская жизнь?

Часть 1.Земля – невзрачная, но уникальная планета. Жидкая вода как условие жизни. Биосфера Земли. Границы жизни. Самое выносливое существо. Озеро Восток в Антарктиде. Черные курильщики. Эволюция воды на Земле. Следы жизни в метеоритах.

Часть 2.Луна – безжизненное тело? Статистика открытия астероидов. Ядра комет. Поиски жизни на планетах земной группы: Меркурий, Венера, Марс. Надежда на новые марсоходы. Метан в атмосфере Марса?

Часть 3. Зона жизни. Поиски жизни на планетах вне зоны жизни. Земля – холодная планета Спутники Юпитера: Ио, Европа, Ганимед. Подледный океан Европы. Спутники Сатурна: Гиперион, Энцелад, Титан. Холодные фонтаны Энцелада. Гейзеры Тритона, спутника Нептун.

Часть 4 .Поиски жизни на планетах иных звезд, экзопланетах. Трудности обнаружения и наблюдения экзопланет. Два успешных метода обнаружения: доплеровский и транзитный. Статистика открытий. Ложные экзопланеты. Биомаркеры – признаки биосферы земного типа.


ЛЕКЦИЯ 8. Земля и небо.
Небесная сфера, звездное небо, имена звезд и созвездий. Астеризмы и границы созвездий. Системы координат на сфере: географические, горизонтальные, экваториальные, эклиптические и галактические. Видимое и истинное движение светил. Время и его измерение.

Часть 1.Небесная сфера. Звездное небо и его карты. Мифология и звезды. Созвездия и их границы. Имена и обозначения звезд. Астеризмы. Созвездие Большая Медведица, Ковш и Полярная звезда. Родственные связи некоторых звезд и их общее движение в пространстве.

Часть 2.Координаты на плоскости, в пространстве и на сфере. Географические координаты. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат. Видимое движение небесной сферы. Плоскость земной орбиты, эклиптика. Точки равноденствия.

Часть 3. Суточное движение светил. Кульминации. Незаходящие и невосходящие звезды. Видимое движение светил на разных географических широтах. Почему астрономические обсерватории располагают ближе к экватору. Эклиптическая и галактическая системы координат.

Часть 4 .Время и способы его измерения. Песочные и водяные часы. Механические часы. Анкерный механизм. Маятник и балансир. Морской хронометр. Кварцевый стабилизатор частоты электронных часов. Вращение Земли и солнечные часы. Звездное время и другие шкалы времени.

Часть 5 .Время в быту. Поясное время и часовые пояса. Неравномерность вращения Земли. Физические эталоны секунды. Цезиевый и водородный стандарты частоты – самые точные часы. Принцип работы спутниковых навигационных систем на примере GPS


ЛЕКЦИЯ 9. Луна.
Луна – важный стимулятор развития науки. Лунные фазы и структура лунной поверхности. Конфигурации планет и либрации лунного диска. Законы Кеплера. Лунные и солнечные затмения. Движение планет: законы Кеплера и механика Ньютона. Приливной эффект и прецессия земной оси.

Часть 1.Луна стимулировала развитие физики и астрономии. Поверхность Луны плохо отражает свет. Видимое и обратное полушария Луны. Лунные фазы и зависимость яркости лунного диска от фазового угла солнечных лучей. Пепельный свет Луны.

Часть 2.Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет относительно линии Земля-Солнце. Максимальная элонгация, противостояние и соединение. Либрации лунного диска. Луна в апогее и перигее орбиты. Первые законы Кеплера. Сидерический и синодический месяцы.

Часть 3. Солнечные затмения – грандиозная удача для астрономии. Полные и частные затмения, а также покрытия и прохождения. Тень и полутень. Условия наступления лунных и солнечных затмений. Наилучшие места для их наблюдения. Корона Солнца.

Часть 4 .Видимое движение планет. Схема деферента и эпициклов в геоцентрической системе Птолемея. Альмагест – величайший научный труд древности. Тихо Браге и его модель мира. Законы Кеплера. Закон гравитации Ньютона. Формы орбит планет. Приливные эффекты на Земле и в космосе. Прецессия земной оси.


ЛЕКЦИЯ 10. Звезды и наблюдения.
Луна – важный стимулятор развития науки. Лунные фазы и структура лунной поверхности. Конфигурации планет и либрации лунного диска. Законы Кеплера. Лунные и солнечные затмения. Движение планет: законы Кеплера и механика Ньютона. Приливной эффект и прецессия земной оси.

Часть 1.Луна стимулировала развитие физики и астрономии. Поверхность Луны плохо отражает свет. Видимое и обратное полушария Луны. Лунные фазы и зависимость яркости лунного диска от фазового угла солнечных лучей. Пепельный свет Луны.

Часть 2.Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет относительно линии Земля-Солнце. Максимальная элонгация, противостояние и соединение. Либрации лунного диска. Луна в апогее и перигее орбиты. Первые законы Кеплера. Сидерический и синодический месяцы.

Часть 3. Солнечные затмения – грандиозная удача для астрономии. Полные и частные затмения, а также покрытия и прохождения. Тень и полутень. Условия наступления лунных и солнечных затмений. Наилучшие места для их наблюдения. Корона Солнца.

Часть 4 .Видимое движение планет. Схема деферента и эпициклов в геоцентрической системе Птолемея. Альмагест – величайший научный труд древности. Тихо Браге и его модель мира. Законы Кеплера. Закон гравитации Ньютона. Формы орбит планет. Приливные эффекты на Земле и в космосе. Прецессия земной оси.

Часть 5 .Кратные звезды. Иерархические шестикратные системы: Мицар-Алькор и Кастор. Коричневые карлики, планетарные туманности. Обмен веществом в тесных двойных системах. Механизмы формирования двойных систем. Двойственность характерна для всех космических объектов.

После этой лекции был второй семинар. Устроенный по такому же принципу.


ЛЕКЦИЯ 11. Звезды эволюция.
Как рождаются, живут и умирают звезды? Эти вопросы волновали ученых столетиями, но теперь мы можем ответить на них. Нам известны источники энергии звезд и основные этапы их эволюции. Самые интригующие события в жизни звезды происходят в конце ее эволюционного цикла.

Часть 1.Каковы источники энергии звезд? Химическая энергия слаба. Гравитационная сильнее и способна поддерживать излучение звезды в период перестройки ее недр. Но главный источник энергии звезд - термоядерные реакции: процесс синтеза сложных элементов из более простых.

Часть 2.Доказать, что в недрах Солнца протекают термоядерные реакции, удалось, зарегистрировав вылетающие из солнечного ядра частицы нейтрино, и это стало одним из самых драматических эпизодов в астрофизике. В зависимости от массы звезды в ней протекают разные реакции, и тепло по-разному достигает поверхности светила.

Часть 3. Звездная величина и другие логарифмические шкалы. Диаграмма Герцшпрунга-Рассела (спектральный класс – светимость). Главная последовательность и другие группы звезд на диаграмме ГР. Эволюция Солнца. Красные гиганты. Пульсирующие звезды. Полезные свойства цефеид. 

Часть 4 .Последние этапы жизни звезд. Планетарные туманности. Белые карлики. Взаимодействие звезд в тесных двойных системах. Новые звезды – взрывы на белых карликах. Предел массы белого карлика (предел Чандрасекара). Сверхновые звезды – взрывы массивных звезд. Нейтронные звезды. Черные дыры.


ЛЕКЦИЯ 12. Галактика.
Источники энергии звезд не бесконечны, век каждой звезды ограничен. Откуда же берутся новые звезды взамен погасших? Они постоянно формируются из крайне разреженного межзвездного вещества, которое под действием гравитации конденсируется в холодные молекулярные облака, дающие жизнь новым поколениям звезд.

Часть 1.Каковы источники энергии звезд? Химическая энергия слаба. Гравитационная сильнее и способна поддерживать излучение звезды в период перестройки ее недр. Но главный источник энергии звезд - термоядерные реакции: процесс синтеза сложных элементов из более простых.

Часть 2.Большинство звезд формируется в гигантских молекулярных облаках, имеющих массы до миллиона масс Солнца и скрывающих в своих темных недрах процесс звездообразования. Детали этого процесса зависят от массы будущей звезды. Массивные звезды активно взаимодействуют с протозвездным газом. Особую роль играют взрывы сверхновых.

Часть 3. Наше Солнце – одна из сотен миллиардов звезд, образующих гигантскую звездную систему – Галактику. Изучать ее сложно, поскольку мы находимся в центральной плоскости галактического диска, заполненного непрозрачной пылью. До сих пор точно не известна форма Галактики и не разгадана загадка ее темного гало.

Часть 4 .Взаимодействие звезд друг с другом и с окружающих их межзвездным веществом служит движущей силой эволюции Галактики. Распадаются звездные скопления, формируются и видоизменяются спиральные рукава, Галактика пожирает окружающие ее карликовые системы, растет гигантская черная дыра в центре Галактики, время от времени проявляющая высокую активность.


ЛЕКЦИЯ 13. Мир галактик.
Наша Галактика – одна из сотен миллиардов подобных ей звездных систем. Они различаются своей массой, составом, внешним видом и часто объединены в группы и скопления. Мир галактик не статичен: Вселенная расширяется. Это началось около 14 млрд лет назад с Большого взрыва. Сегодня мы наблюдаем отголоски этого события в виде приходящего к Земле реликтового излучения. Вопреки ожиданиям, расширение Вселенной не замедляется, а ускоряется. Причина 

Часть 1.Трудно изучать глобальную структуру нашей Галактики, находясь внутри нее. Поэтому астрономы исследуют морфологию окружающих галактик, сопоставляя их с нашей. По внешнему виду большинство галактик относится к одному из двух типов – спиральные и эллиптические. Наша Галактика – спиральная, но детали ее внешнего вида нам пока не известны.

Часть 2.Внешний вид галактики зависит от того, в каком диапазоне спектра мы ее фотографируем. Существует немало пекулярных галактик, имеющих необычный внешний вид; как правило, это наблюдается у тесно взаимодействующих галактик. Вообще, коллективная жизнь характерна для галактик: они часто образуют пары, группы, скопления и сверхскопления.

Часть 3. Фундаментальные свойства Вселенной изучает космология. Важнейшее открытие в ней принадлежит Э. Хабблу, доказавшему, что Вселенная расширяется. В прошлом был момент начала расширения, который мы называем Большим взрывом. Тогда родилось плотное и горячее вещество, в котором первые несколько минут протекали термоядерные реакции. Затем вещество охладилось, стало прозрачным, и сквозь него мы наблюдаем сегодня ту далекую горячую эпоху.

Часть 4 .Приходящее к Земле реликтовое излучение рассказывает о структуре молодой Вселенной и помогает понять, как сформировались галактики и их скопления. Но главный вопрос космологии – как со временем изменяется скорость расширения мира. Взаимное притяжение галактик должно тормозить их разлет, но наблюдения показывают, что расширение Вселенной происходит не с замедлением, а с ускорением. Причина этого пока не ясна.

Третий семинар, последний. К 14 лекции нет тестовых вопросов она обзорная и добавлена примерно в 16-17 году там описываются открытийя последних лет. Основная масса курса записана в 2014, кроме второй часли лекции Гравитация

ЛЕКЦИЯ 14. Итоги последних лет. В лекции рассказывается о важнейших астрономических исследованиях последних лет и дальнейших перспективах изучения Солнечной системы и дальнего космоса. Речь пойдет об экспедициях к Меркурию, Венере, Луне, Юпитеру, Плутону, малым телам Солнечной системы: астероидам и кометам, а кроме того – о зарождении новой области наблюдательной астрономии – гравитационно-волновой астрономии.

Часть 1.Исследования Солнечной системы. Результаты работы первого искусственного спутника Меркурия MESSENGER и предстоящий запуск к нему аппарата BepiColombo. Изучение атмосферы Венеры зондом Venus Express, начало работы у Венеры аппарата Akatsuki. Второй искусственный спутник Юпитера Juno. Исследования Луны.

Часть 2.Луна: Lunar Reconnaissance Orbiter, луноход Юйту в составе межпланетной станции Чанъэ-3, возобновление Российской лунной программы. Изучение орбитальным аппаратом Dawn астероида Веста и карликовой планеты Церера. Изучение пролетным зондом New Horizons карликовой планеты Плутон и его спутников (Харона и других).

Часть 3. Теоретический прогноз существования крупной 9-й планеты Солнечной системы за границей пояса Койпера. Исследование кометы Чурюмова-Герасименко орбитальным аппаратом Rosetta; новый взгляд на происхождение земных океанов. Рождение гравитационно-волновой астрономии. Детектор гравитационных волн в виде интерферометра Майкельсона со свободно подвешенными зеркалами. Открытие гравитационных волн.

 

Ниже видеофрагменты лекций курса, который я как слушатель прошла в процессе обучения с 21 февраля по 31 мая 2018 года. Всего там таких фрагментов -по 4(иногда 5) на каждую из 14 ти лекций - 67 примерно. Не знаю можно ли вообще это размещать, на Ютубе их выложила неизвестная мне Динка Светлова, возможно бывшая студентка курса, два года назад. На ее аккаунте их много, но так как практически нет описания, то поисковики эти страницы находят редко, соответственно посещаемость их почти на нуле.

Первый фрагмент это просто вступление. Его можно увидеть также на странице курса до регистрации

Теперь несколько частей лекций внутри, из тех, что вы увидите после регистрации .Описание каждой части взято из самой системы курса, там это называется ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕКЦИИ


Лекция 8 Земля и небо. Часть 2.
Координаты на плоскости, в пространстве и на сфере. Географические координаты. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат. Видимое движение небесной сферы. Плоскость земной орбиты, эклиптика. Точки равноденствия.

 

Лекция 8 Земля и небо. Часть 3.
Суточное движение светил. Кульминации. Незаходящие и невосходящие звезды. Видимое движение светил на разных географических широтах. Почему астрономические обсерватории располагают ближе к экватору. Эклиптическая и галактическая системы координат.

 

Лекция 8 Земля и небо. Часть 4.
Время и способы его измерения. Песочные и водяные часы. Механические часы. Анкерный механизм. Маятник и балансир. Морской хронометр. Кварцевый стабилизатор частоты электронных часов. Вращение Земли и солнечные часы. Звездное время и другие шкалы времени.


Лекция 12. Галактика. Часть 1.

Источники энергии звезд не бесконечны, век каждой звезды ограничен. Откуда же берутся новые звезды взамен погасших? Они постоянно формируются из крайне разреженного межзвездного вещества, которое под действием гравитации конденсируется в холодные молекулярные облака, дающие жизнь новым поколениям звезд.

Лекция 13. Мир галактик: космология. Часть 1.
Трудно изучать глобальную структуру нашей Галактики, находясь внутри нее. Поэтому астрономы исследуют морфологию окружающих галактик, сопоставляя их с нашей. По внешнему виду большинство галактик относится к одному из двух типов – спиральные и эллиптические. Наша Галактика – спиральная, но детали ее внешнего вида нам пока не известны.

 

Лекция 13. Мир галактик: космология. Часть 2.
Внешний вид галактики зависит от того, в каком диапазоне спектра мы ее фотографируем. Существует немало пекулярных галактик, имеющих необычный внешний вид; как правило, это наблюдается у тесно взаимодействующих галактик. Вообще, коллективная жизнь характерна для галактик: они часто образуют пары, группы, скопления и сверхскопления.

Здесь в течение нескольких дней(сегодня 19.06.2018) будет описание мелких деталей курса с точки зрения меня как студента, как все происходит, как формируются баллы для проходного, как выглядят в реальности семинары, какая последовательность действий для получения зачета, как проходит экзамен, что вызывает сомнения и проблемы в том числе по технической части.

Постараюсь, чтобы изложение было нейтральным без восторженных дифирамбов и завываний типа "а че сразу в самом начале сказать нельзя было?". В эмоциональном спектре оба варианта присутстствовали в процессе и конечно это все не объективно и желательно такого избежать. Поэтому я немного подумаю прежде чем действовать в открыто доступном тексте.


Все претензии по странице к ее создателю (Шаройко Лилия Витальевна)