ok

 

 

Роль белков

 

в функционировании

 

нервных клеток

 

 

 

Курс будет использован в изменении фантастической книги автором этого сайта и уже явился источником научной информации на тех страницах, которые отмечены как отредактированые после начала 2020 года. Автор курса ни в чем не виноват - он об этом не знает.

ВНИМАНИЕ! НАСТОЯТЕЛЬНО НЕ СОВЕТУЮ тем, кто учится в этом проекте использовать мои работы просто копируя их и забрасывая в окно "Творческое задание". Система проверяет тексты на копипаст. Вы можете вылететь с курса за такое. Это просто ориентир. В каком направлении можно идти, как можно структурировать текст, насколько обязательны примеры, каковы были комментарии в смысле ошибок в работе.

 

Фантастический Детектив

УЧЕБА и НАУКА / Роль белков в функционировании нервных клеток. Физиология ЦНС. Семинар1


Курс Физиология Центральной нервной системы (ЦНС) в проекте Открытое образование (раздел курсы МГУ). Дубынин Вячеслав Альбертович.

 

(страница создана 11.01.2020, отредактирована 15.02.2020)

Курс Физиология ЦНС в проекте Открытое образование .

описание курса на этом сайте

Моя работа с семинара (оценка за нее была18 из 20 возможных баллов(90%), общий проходной бал к экзамену по итогам семинаров и тестирования по лекциям - 93%, оценка на экзамене - 100%. Экзамен - июнь 2018 года сертификат с отличием

Для семинара предлагается 20 тем на выбор. Я взяла третью. Это был самый первый курс и з пяти мной сданных и первый семинар в этом курсе и вообще этом проекте, я не знала что писать , как вообще это делаетсяПриходится укладываться в 1000 слов поэтому все максимально сжато. Внутренние иллюстрации я вставила только для этой страницы, при загрузке работы такая возможность есть только если вы всю работу сохраняете как файл pdf.

Я так не поступала, так как в проекте взаимное оценивание друг друга производят сами студенты, каждый оценивает 4-5 работ и у каждой работы 4-5 оценщиков, результат вычисляется как среднее арифметическое. С файлами pdf был прецендент, озвученный на внутреннем форуме курса (там на каждом курсе свой отдельный небольшой форум, можно задавать вопросы по материалу и по техническим и оценочным вопросам), что ссылку на работу оценивающий вообще не заметил (она мелкая и не яркая, ее реально почти не видно, тогда как текст, когда проверяешь работу сокурсника, высыпается почти на весь экран) работу по всем параметрам оценил как не существующую, то есть ноль баллов по всем пунктам, понятно что средняя оценка была значительно ниже. Там с этим разобрались конечно, баллы вернули обратно, но судя по текстам леди, с которой так поступили, была в ужасе.

Хотя на форуме там кураторы курса еще до начала семинаров сразу пишут, что если по оценкам есть возражения - сообщайте, разберемся, есть даже специальное окно для претензий. На форуме возмущения оценками было два или три, что для сотен сдававших (424 набрали требуемые 58% или больше и прошли на экзамен) вроде немного. Мне за первый семинар тоже снизили бал на основании того, что я якобы не привела список литературы, хотя он там был, я заленилась выяснять чего это за глюк, у меня и так проходной бал был чуть не вдвое больше нужного.

Я как рецензент всем принципиально поставила максимальный бал по всем семинарам за все работы, я плохой судья и оценщик, у меня рука не поднимается незнакомым существам портить студенческую жизнь, типа кто я такая чтобы судить их, да и работы на мой взгляд были вполне достойные.

Итак:

_________Тема 3. - Роль белков в функционировании нервных клеток. _______________

ОПИСАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ БЕЛКОВ ДЛЯ ФИЗИОЛОГИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Белки это «высокомолекулярные органические вещества, состоящие из альфа-аминокислот, соединённых в цепочку пептидной связью. В живых организмах аминокислотный состав белков определяется генетическим кодом, при синтезе в большинстве случаев используется 20 стандартных аминокислот» (Википедия). У большинства белков нить компактно свернута в клубок (глобулу). Есть белки, нити которых сплетаются в «канаты» (фибриллы).

Формы, в которых существует белок: 
1.Первичная структура. Соединены минусом и плюсом кислотная группа и аминогруппа. Множество таких групп образует нить. Рис.1 
2. Вторичная структура. Кислотная группа, имеющая большой отрицательный заряд соединяется с зарядом аминогруппы. Имеет несколько вариантов укладки – в виде альфа спирали, в виде бета складок. В спирали обычно в витке три аминокислоты. Рис.2
3. Третичная структура белка (глобула) - использует радикалы. Взаимодействие происходит с помощью образования ковалентной связи, притяжения неравномерно заряженных областей, контакта углеводородных участков.
ЗНАЧЕНИЕ. Функции белков разнообразны, чаще всего они работают ферментами - ускоряют (катализируют) определенные химические реакции. Существуют транспортные, расщепляющие, синтезирующие, сигнальные, защитные и многие другие группы. Пример – использование белка насоса для загрузки медиатора в визикулу.


ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ БЕЛКОВ

1.Транспортные белки – перенос химических веществ. Механизм: третичная структура белка имеет ямку – активный центр. Здесь происходит захват молекулы переносимого вещества «лиганда». Белком переносится по микротрубочке вещество при создании медиатора в соме. Перенос белком натрия и калия в натриево-калиевом насосе
2. Расщепление белками ферментами энергетических запасов с извлечением энергии.
3. Синтез медиаторов с помощью белка фермента.
4. Защитные. Белки насосы удаляют кальций из пресинаптического окончания (например, в клетках сердца) чтобы прекратить выброс медиатора в постсинаптическую щель.

Разнообразие белков соответствует их функциям. Группам веществ соответствуют определенные белки, с частью веществ может работать только определенный по химическому составу белок.


ЗНАЧЕНИЕ БЕЛКОВ ДЛЯ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Белки выполняют огромное количество функций (1000 слов очень мало).
Один из важных процессов связанных с работой белков – передача сигнала через синаптическую связь.
Передача сигнала через синапс происходит с участием белков на некоторых своих этапах. Всего этапов 7.

1. Распространение ПД. 
2. Вход ионов кальция контролируется белком - кальциевым каналом. 
3. Ионы кальция транспортируют визикулу к мембране.
4. Экзоцитоз присоединение визикулы к мембране (превращение электрического сигнала в химический)
5. Выброс медиатора в постсинаптическую щель.
6. Действие медиатора на белки рецепторы:
Вещество медиатора попадает в постсинаптическую щель и действует на белки-рецепторы. Химический сигнал должен превратится в электрический. Происходит это с помощью нескольких шагов. Медиатор присоединяется к белку-рецептору по принципу ключ-замок. Чаще всего с участием промежуточных G – белков, которые обеспечивают реакцию нейрона на медиатор. В самом простом случае это изменение проводимости ионных каналов, активности белков ферментов и даже некоторых генов. Наиболее типична реакция нейрона когда G-белок активирует фермент, синтезирующий химическое вещество - вторичный посредник (ВтП), который продолжает передачу сигнала внутри клетки, чаще всего через хемочувствительные ионные каналы для натрия, калия или хлора, работу которых он запускает. Рис 3.
Первым из ВтП открыта циклическая аденозинмонофосфорная кислота. Адениноциклаза фермент синтезируемый с ее помощью.
7. деполяризация либо гиперполяризация постсинаптической мембраны


НАРУШЕНИЯ РАБОТЫ ОРГАНИЗМА СВЯЗАННЫЕ С БЕЛКАМИ

Отравление бактерией ботулизма (почвенной анаэробной бактерией) которая своим токсином блокирует белки, отвечающие за экзоцитоз. Часть белков регулирующих кальциевые каналы химически разрушается. При большой дозе токсинов обычно вначале теряется кожная чувствительность, затем зрение, затем потеря сознания, иногда исход летальный.

Токсин Каракурта. Белок похожий на постоянно открытый кальциевый канал, происходит постоянное поступление в мембрану кальция, синапс непрерывно работает. Это вначале вызывает судороги, затем паралич. Механизм: синапс теряет запас медиатора. Может наступить остановка дыхания, возможен летальный исход.


ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЕЛКОВ

Задача объяснения происхождение жизни решается давно. Самозарождения в экспериментах не происходит. Первые успехи после Пастера достигнуты А. И. Опариным и Джоном Холдейном в 1920-х годах. Опарин обнаружил, что растворенные белки собираются в компактные капли – коацерваты, – растут и делятся подобно клеткам.
Идеи Опарина и Холдейна экспериментально подтверждены. 1953 в опытах Стенли Миллера и Гарольда Юри. Смесь газов, имитирующая древнюю атмосферу Земли запаивалась в замкнутой стеклянной установке. Были получены многие аминокислоты, пуриновые основания, четырех- и пятиуглеродные сахара.
Сложности теории абиогенеза.

Через несколько лет после опытов Миллера была открыта двухспиральная структура ДНК, началось развитие молекулярной биологии. За 10–15 лет был расшифрован генетический код. Стал понятен путь передачи наследственной информации и открыты многие другие детали функционирования клеток. 
Геном даже самых простых бактерий состоит из более чем миллиона нуклеотидов и кодирует свыше тысячи белков. Сложность такой системы очень высока, а более простых самостоятельно размножающихся систем биология не знает.

Первая проблема - клетка. Для ее образования случайным путем требуется гигантское время – на много порядков больше возраста Вселенной. Эта проблема называется «неупрощаемая сложность»
Вторая проблема чисто химическая, и связана она с формой молекул аминокислот и сахаров в живых организмах Правовращающие аминокислоты в белках не встречаются, хотя иногда бывают в клеточных стенках бактерий, пептидных антибиотиках и других экзотических местах.

Третью проблему обнаружили геохимики и космохимики Уточнен состав древней атмосферы Земли. Из такой газовой смеси в аппарате Миллера не получается никакой органики. 
Есть и другие проблемы.


МИР РНК.

Первое решение проблемы «неупрощаемой сложности» наметилось в конце 1970-х годов. Тогда были открыты рибозимы. Стало понятно, что РНК может заменять белки в качестве катализаторов химических реакций. Появилась теория «мира РНК», согласно которой самокопирующиеся рибозимы (катализирующие синтез РНК на матрице РНК) стали первыми, очень простыми живыми системами. Ученые, прежде всего биохимики и биофизики, встретили ее скептически. Только с РНК, без участия белков, невозможен ни фотосинтез, ни хемосинтез. Так что организмы РНК-мира нуждались в готовых органических веществах, причем довольно сложных. Поиски решений продолжаются, часть решений уже найдена.

РАБОТА С БЕЛКАМИ В ФАРМАКОЛОГИИ

Магний. Связывание кальциевых каналов в пресинаптической мембране ионами магния может быть как нарушением деятельности организма так и лечением – препараты с содержанием магния используются для снятия опасно высокого давления и чрезмерного психического возбуждения
Ботакс. Ботулиновый токсин с микродозах лечащий спазматическое защемление мышц вводится в область контакта нерва и мышцы, он на время блокирует работу синапса за счет воздействия на белок канал кальция и часто при прекращении действия препарата проблема не возвращается.

ЛИТЕРАТУРА (использована в основном в разделе «ЭВОЛЮЦИЯ …»)
Михаил Никитин. Происхождение жизни. От туманности до клетки. 2016 «Альпина Диджитал». 
Александр Марков. Рождение сложности. 2010. 
ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
В основном материал взят из лекций курса. 
Использованы видеолекции:
Кирилл Еськов. Происхождение жизни на Земле. youtube.com/watch?v=ylAOzdXEbaA 
Александр Марков. Происхождение жизни. youtube.com/watch?v=awDHwbjdVxc

КОММЕНТАРИИ К РАБОТЕ И ОЦЕНКИ СОКУРСНИКОВ

    • СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА СОКУРСНИКАМИ - 5 БАЛЛОВ
      Отлично 
      СОКУРСНИК 1 - ОТЛИЧНО

      -

      СОКУРСНИК 2 - ОТЛИЧНО

      Работа выполнена по объему на 100%.

      СОКУРСНИК 3 - ОТЛИЧНО

      Довольно много полезной информации, но некоторые фрагменты, не относящиеся к теме и известные всем, кто на нормальном уровне знает биологию, можно было не включать в работу (например структуры белка).

      СОКУРСНИК 4 - ОТЛИЧНО

      Объем работы соответствует требованиям

      СОКУРСНИК 5 - ОТЛИЧНО

      997 слов. всего у автора.

      СОКУРСНИК 6 - ОТЛИЧНО

      997

      СОКУРСНИК 7 - ОТЛИЧНО

      объм работы составляет 997 слов

  1. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА5 OUT OF 5 БАЛЛ
    • СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА СОКУРСНИКАМИ - 5 БАЛЛОВ
      Отлично 
      СОКУРСНИК 1 - ОТЛИЧНО

      -

      СОКУРСНИК 2 - ОТЛИЧНО

      Автор кратко изложил материалы лекций плюс активно использует дополнительные материалы для раскрытия выбранной темы.

      СОКУРСНИК 3 - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

      Видно, что вы изучали материалы курса, но в работе очень много плагиата. Складывается ощущение, что вы практически не работали над частью проекта.

      СОКУРСНИК 4 - ОТЛИЧНО

      Автор опирается на материалы лекции и дополнительные источники

      СОКУРСНИК 5 - ОТЛИЧНО

      Видно, что автору мало 1000 слов для описания творческой работы.

      СОКУРСНИК 6 - ОТЛИЧНО

      Видно, что автор усвоил материалы лекций

      СОКУРСНИК 7 - ОТЛИЧНО

      Автор отлично усвоил материалы лекций и опирается на них

  2. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА4OUT OF 5 БАЛЛ
    • СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА СОКУРСНИКАМИ - 4 БАЛЛА
      Хорошо 
      СОКУРСНИК 1 - ХОРОШО

      По критериям должно быть больше примеров из личного опыта и знаний. Примеры из лекций удачные.

      СОКУРСНИК 2 - ОТЛИЧНО

      В работе много примеров, за исключением личного опыта.

      СОКУРСНИК 3 - ХОРОШО

      Приведено несколько примеров, проблем.

      СОКУРСНИК 4 - ОТЛИЧНО

      Приведен большой объем информации

      СОКУРСНИК 5 - ХОРОШО

      Приведены несколько примеров из лекций.

      СОКУРСНИК 6 - ХОРОШО

      Работа изибилует примерами

      СОКУРСНИК 7 - ОТЛИЧНО

      приведено много примеров

  3. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА4OUT OF 5 БАЛЛ
    • СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА СОКУРСНИКАМИ - 4 БАЛЛА
      Хорошо 
      СОКУРСНИК 1 - ХОРОШО

      Думаю, в подобных работах рассуждения не могут быть полноценными, ведь автору необходимо раскрыть понятия, связанные с теорией. Ваша работа интересно построена, и её прочтение располагает к обсуждению.

      СОКУРСНИК 2 - ОТЛИЧНО

      Тема Эволюции животного мира и возникновения белков и до сих пор находится в не теряет свою актуальность, что располагает к дальнейшей дискуссии.

      СОКУРСНИК 3 - ХОРОШО

      Приведенные проблемы призывают к дискуссии.

      СОКУРСНИК 4 - ОТЛИЧНО

      Приведенная информация требует детального обсуждения

      СОКУРСНИК 5 - ХОРОШО

      Можно поспорить с темой "Возникновение белков", и конечно подискутировать.

      СОКУРСНИК 6 - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

      Последние разделы о присхождении белков не связаны логически с предыдущими

      СОКУРСНИК 7 - ОТЛИЧНО

      Автор поставил много вопросов, что располагает к дальнейшей дискуссии

    • СОКУРСНИК 1

      Здравствуйте! Мне понравилась Ваша работа: кратко, но достаточно ёмко Вы раскрыли тему эссе. Понятно, что ограничение в 1000 слов не позволяет подробнее остановиться на каждом пункте, но Вы хорошо справились. Спасибо за работу!

      СОКУРСНИК 2

      Ваша работа по своему интересна и актуальна. Большое спасибо!

      СОКУРСНИК 3

      Много плагиата, не указаны источники.

      СОКУРСНИК 4

      Работа содержит много дополнительной информации, немного несогласованная структура изложения

      СОКУРСНИК 5

      По Вашей работе видно, что Вам мало 1000 слов для раскрытия своего потенциала. Спасибо. Удачи Вам в дальнейшем!

      СОКУРСНИК 6

      В работе хорошо описывается строение и функционирование белков. Не поставлены вопросы для дальнейшего обсуждения

      СОКУРСНИК 7

 

Как можно видеть СОКУРСНИК 3 просто не в настроении и тупо снижает баллы за несуществующие недостатки. В раззделе ПРИМЕРЫ пишет что Приведено несколько примеров, проблем. В описании оценивания работ именно такая формулировка стоит как указатель оценки отлично.

тройка им поставленная в разделе СООТНЕСЕННОСТЬ С МАТЕРИАЛОМ ЛЕКЦИЙ. Во первых по коментарию видно, что человек даже не смотрит по какому параметру ставится оценка.

Видно, что вы изучали материалы курса, но в работе очень много плагиата. Складывается ощущение, что вы практически не работали над частью проекта.

и ниже опять его же впечатление

Много плагиата, не указаны источники.

Источники, как видно в тексте работы, не просто указаны, а выделены заглавными буквами.

Такие оценки и комментарии в курсе очень редкое событие. Я написала 18 семинаров, (все они будут на сайте размещены) и встретила только дважды из более 90 оценщиков-сокурников, причем второй раз (в Физиологии растений, работа была по генной инженерии) согласна, было за что.

Когда подобное происходит как я сообщила выше можно обратиться к сотрудникам курса, я просто не захотела это делать, не люблю такие разборки и все равно мой общий бал прогресса тогда был очень высокий.

Но если ваша оценка по высоте не зашкаливает и у вас в отличие от меня во время прохождения курса нагрузка по нескольким предметам одновременно и сложно все делать точно и быстро, то можно в таких случаях обращаться к куратору курса, оценки пересматриваются, на форуме я видела такие обращения других и результаты пересмотра баллов.