ok

 

 

Ассоциативное

обучение: работы

на позвоночных.

 

 

 

Курс будет использован в изменении фантастической книги автором этого сайта и уже явился источником научной информации на тех страницах, которые отмечены как отредактированые после начала 2020 года. Автор курса ни в чем не виноват - он об этом не знает.

ВНИМАНИЕ! НАСТОЯТЕЛЬНО НЕ СОВЕТУЮ тем, кто учится в этом проекте использовать мои работы просто копируя их и забрасывая в окно "Творческое задание". Система проверяет тексты на копипаст. Вы можете вылететь с курса за такое. Это просто ориентир. В каком направлении можно идти, как можно структурировать текст, насколько обязательны примеры, каковы были комментарии в смысле ошибок в работе.

 

Фантастический Детектив

УЧЕБА и НАУКА /Ассоциативное обучение: работы на позвоночных. Нейрофизиология Поведения. Семинар3


Курс Нейрофизиология поведения

в проекте Открытое образование (раздел курсы МГУ). Дубынин Вячеслав Альбертович.

 

(страница создана 12.04.2021)

СЕМИНАР 3 оценка: 20 из 20 возможных баллов

ТЕМА 10. Ассоциативное обучение: работы на позвоночных.

ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСА

Базовые принципы функционала мозга и его мышления - врожденные биологические потребности и рефлексы. В процессе эволюции живыми системами на базе нейронов были созданы возможности приобретенных механизмов адаптации, дающих преимущества в выживании. Они позволяют более тонко и быстро реагировать на разнообразные и часто меняющиеся условия внешней среды. Разделение на врожденные и приобретенные реакции было точно и детально сформулировано Сеченовым в 1891 году и развито Павловым.

СУТЬ ЯВЛЕНИЯ

Ассоциативное обучение это процесс, основанный на памяти. По длительности память ее исследователи разделяют на кратковременную (временную суммацию и долговременную потенциацию) и длительную (импринтинг). Перечисленные виды проходят без положительного подкрепления. Все они включают модификацию синапса, но разными механизмами. Кроме разделения памяти по времени и механизмам модификации синапса существует разделение на неассоциативную и ассоциативную память. Последняя создается с помощью механизмом подкрепления.

МЕХАНИЗМ

Обучение можно сравнить с установлением между двумя точками передачи соединения интернета или других устойчивых соединений для сигнала э/м волн.
Так как в течение эволюции все происходило постепенно, то и в неассоциативных видах памяти можно заметить механизмы пластических изменений синапса, увеличивающих эффективность сигнала. Пресинаптическое накопление ионов Са2+ в суммации, выбивание магниевых пробок в долговременной потенциации, фосфорилирование АМРА рецепторов. Значительную роль играют вторичные посредники.

Так же как в клеточном механизме импритинга в ассоциативном обучении при выработке условного рефлекса растет количество рецепторов в обучающемся синапсе. Вначале идет сенсорный стимул, например медиатор глутамат, с помощью вторичного посредника передается сигнал на ядерную ДНК обучающегося нейрона.

Но есть и отличия. По другому каналу идет положительное подкрепление, например норадреналин (положительная эмоция). И тогда более слабый сигнал, соединяясь с подкреплением достаточен, чтобы в рибосомах произошел синтез дополнительных рецепторов. И они встроились в мембрану сенсорного синапса. После этого одного сенсорного стимула (например, звонка) будет достаточно для реакции.

Когда нет условного стимула давление на нейрон обеспечивает круг Пейпеза, этот механизм производит перезапись кратковременной памяти в долговременную. При безусловном и условном рефлексе в коре больших полушарий появляется новый канал для информации между слуховой и вкусовой (островковой) корой, приобретенный рефлекс надстраивается над врожденным. Центры положительного подкрепления: гипоталамус, базальные ганглии, голубое пятно, дофаминергические структуры среднего мозга.

ЗНАЧЕНИЕ

В лекциях очень точно сказано: биологический смысл приобретенных рефлексов – заглянуть в будущее. На основании этих вещей со временем выросла не только обучаемость, но и признанная в последние десятилетия учеными культура животных. Публикаций исследований русских и зарубежных ученых на эту тему множество, я приведу две.

А. Марков (сокращенно). Многие травоядные совершают миграции. Гипотеза о том, что это передается путем социального обучения известна давно. Для ее проверки американские биологи проследили за перемещениями лосей. Почти все животные, проживающие в своих исторических местах обитания, совершают сезонные миграции, маршруты которых точно подогнаны. Животные, переселенные в новые для них места, поначалу не мигрируют вовсе. Миграционное поведение заново вырабатывается у них лишь спустя десятилетия, с годами постепенно оптимизируются.

Ольга Арнольд (цитата). Понятие культуры у животных ввели в научный обиход японские исследователи, в частности, в 1952 г. основатель японской школы приматологии Кинджи Иманиши первым высказал мысль о существовании некой культуры у обезьян.

ПАТОЛОГИИ

Повреждение гиппокампа, особенно двустороннее, ведет к ухудшению кратковременной памяти, к нарушению формирования новой долговременной памяти. Сверх- память у аутистов, связана с врожденными повреждениями ЦНС и сочетается с проблемами в общении.

ЭВОЛЮЦИЯ

Первые системы подкрепления обнаружены у самых простых беспозвоночных аплизий. В процессе эволюции организмы усложнялись и формировали реакции на с комплексы стимулов, включая тормозящие реакции. Значительно влияли на это трофические цепи: хищники съедают инфантильных жертв, оставшиеся хитроумные не позволяют себя есть. Умнеют хищники.

Стимуляция задней части лобной доли правого либо левого полушария подкреплялась стимуляцией прилежащего ядра, если крыса сворачивала налево либо направо. В результате была выработана четкая ассоциация, позволяющая управлять движением животного.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ.

Как сказано в лекциях - суперхищник планеты Земля – это не самый сильный, зубастый, быстрый, а самый умный (то есть лучше всех обучающийся верно реагировать на меняющиеся условия среды)
В научных исследованиях - изучение сигналов подкрепления с помощью ритмов ЭЭГ

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.

У меня в доме пару недель назад появилась крыса. Так как я больше 24лет (с 26-ти) использую вегетарианство, то стараюсь избегать убийств даже и не очень разумных обитателей биосферы. Поэтому пытаюсь освободиться по возможности мирными путями. Не трудно прокормить семью из трех - пяти особей, но понятно, что мы стоим перед фактом потенциального расширения до полчищ. Если будет еда. Еще мои цветы раскапывают. Это слишком даже для фанатов проявлений жизни. Пробую контроль. Поступаю так: вся еда в доме (мы собственники дома и сада) изолирована. Возле прогрызенной дыры у меня в кабинете поставлена вода и еда. Я понимаю, что мы имеем дело не с лабораторным животным, а со свободным существом, привыкшим принимать решения самостоятельно и отвечать за неверное решение голодом или смертью.

В первые дни буйство, земля из цветочного горшка на столе, вероятно, нравятся корни растения. Если оставлять на ночь яркий свет, цветы не тронуты. Потом все заново. На пятый день ставлю возле несчастного цветка на столе большой кусок бруса, сверху по периметру противокрысный клей. Предполагается, что она завязнет там, а мой муж ее утром убьет. В первый день не кладу приманку в центр периметра. Не могу, увижу утром ее глаза, полные отчаяния и умру на месте. Кладу приманку снаружи периметра и обычную дозу еды и воды возле входа.

Утро - приманка съедена, цветы не тронуты. Представляю полчища крыс, кладу приманку в центр периметра клея.
Утро. Приманка не тронута, цветы не тронуты. Радуюсь. Видимо есть опыт с клеем, кто-то на ее глазах или в доступности сигнала так погиб. Еда возле входа съедена, вода выпита. Так два дня.

Потом кладу к еде(хлеб), но далеко от входа орехи, печенье с шоколадом, яблоко. Утро. Все съедено, цветы не тронуты. Следующая ночь – то же самое, но яркий свет. Хлеб возле входа съеден, далекое лакомство нет(свет). Свечу днем фонариком, засовывая его в отверстие, откуда она появляется. Следующее утро - основная еда съедена, лакомство нет. Следующая ночь (вчера, без света) ничего не съедено.

Муж считает я довела ее (крысу или крысиную семью) до сердечного приступа, я думаю, она просто решила попрощаться с психами, которые не ясно чего хотят, постоянно меняют правила и пошла искать вменяемых хозяев.

ЛИТЕРАТУРА.

Лекции В.А. Дубынина.

Ольга Арнольд. Биолог. Культура животных. http://antropogenez.ru/article/1088/

А.Марков. ДБН. МГУ. Сезонные миграции копытных определяются культурой, а не генами. http://elementy.ru/novosti_nauki?theme=379113.

 

__________ВСЕ КУРСЫ И СЕРТИФИКАТЫ ____________

я получила 5 сертификатов Московского Государственного Университета в проекте Открытое образование, чтобы не писать совсем уже ненаучную ересь, они доступны по ссылкам

Физиология ЦНС (центральной нервной системы) , экзамен - июнь 2018 года сертификат с отличием

Основы астрономии - экзамен - июнь 2018 года, с отличием

Нейрофизиология поведения -экзамен - декабрь 2018 года, с отличием Огромная благодарность куратору курса.(она же куратор Физиологии ЦНС) -Аника Абрамова )

Биофизика - сертификат, экзамен - май 2019 года. Курс сложный, считаю, что не знаю его даже на те баллы, которые получены на экзамене. Просто повезло. Огромная благодарность куратору курса - Эвелина Никельшпарг.. Продолжаю изучать это направление по учебникам.

Язык, культура и межкультурная коммуникация - сертификат - июнь 2019 года, Курс очень простой, но экзамен был в диких условиях, пришлось отвечать на вопрос за секунды, после каждого вопроса система грузилась минутут и это считалось временем ответа, в итоге все вопросы даже не были загружены я их не увидела и все они были помечены как не отвеченные соответственно никакого сертификата с отличием нет. По этому направлению, я думаю, знаю на порядок больше чем в материалах курса.

Физиология растений в который входит биохимия, цитология, генетика, гистология растений(строение тканей) Собственно для меня это четыре курса одновременно. Самый интересный и самый сложный материал из всего пройденного в проекте, самое лучшее его структурирование и оформление.

Сертификат не получала, экзамен вначалебыл мной отложен, а потом так и не сдавался по причине проблем с сердцем (вероятно мне больше нельзя сдавать экзамены, возможно в будущем это изменится). Но все семинары этого курса были сданы на отлично, поэтому приведены в качетстве примера в этой серии страниц

 



автор скрипта Шаройко Л. В., на текстовые или видеоматериалы не принадлежащие авторам, указаным вверху страницы даны ссылки.


Основные проекты портала k156.ru и дружественные ресурсы

ЗАКУЛИСЬЕ - новости всех доменов
Астрофизика, история России и мира Археологические культуры, стоянки, находки История Костромы, России и мира. Книги издательства Инфопресс  - лингвистика народов России, квантовая физика, архитектура, нумизматика Новости науки РФ глазами блогера Фантастический детектив на базе астрофизики и нейрофизиологии Философия, Концепция реальности, лекции ученых с навигаторами Форум палеонтологов, обсуждение эволюции от начала вселенной до искуственного интеллекта

forum.k156.ru

mir.k156.ru

arh.k156.ru

costroma.k156.ru

k156.ru/index2.php

shar.k156.ru

https://paleoforum.ru



На главную сайта k156.ru (каталог с описанием всех доменов)